Dionisio Aguado y García
Дионисио Агуадо-и-Гарсия /Dionisio Aguado y García/, родился 8 апреля 1784 года в Мадриде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Басилио. Жизнь Д.Агуадо небогата внешними событиями. В 1803 году он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живёт долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.
Ученик падре Басилио, - Дионисио Агуадо, добился успеха не так быстро - до 1824 года его имя не привлекает большого внимания. В 1820 году в Мадриде выходит его "Сборник этюдов для гитары", в 1825 этот сборник уже в переработанном виде был издан опять в Мадриде, как "Школа игры на гитаре", предназначенная для инструмента с шестью одинарными струнами. Школа Агуадо была значительным событием в гитарной педагогике того времени. Многое в ней сохранило ценность и до наших дней.
Покинув Испанию Агуадо в 1825 году переезжает в Париж, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Талант Дионисио Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекли к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты. Он был дружен с Россини и, конечно, со своим соотечественником Фернандо Сором. Агуадо знакомится с Беллини, Паганини и многими известными артистами своего времени. Вскоре он приобретает славу блестящего виртуоза и начинает, так же как и Сор, концертировать в Европе. Следуя традиции, Агуадо воспитывает учеников. Его "Школа для гитары", переведённая на французский язык, издаётся в Париже в 1827 году. Однако в 1838 году Агуадо возвращается в Испанию и поселившись в Мадриде, он до конца своей жизни продолжает заниматься педагогической деятельностью. Шумный Мадрид не заметил, что 20 сентября 1849 года этого замечательного гитариста не стало.
Как отмечали современники - виртуозные успехи Агуадо были исключительными, но его вклад как композитора не представляет большого интереса, привлекают лишь инструментальные пьесы типа этюдов. И всё же главный труд его жизни - его "Школа" - это новый взгляд на гитару как на инструмент ещё полностью не раскрытых тембровых богатств. А именно в богатстве тембровой палитры гитары и видел Агуадо её подлинную природу. Для раскрытия этой природы нужно было расширить границы гитарного звука. С этим и связаны нововведения Агуадо в области звукоизвлечения. Речь идёт прежде всего о так называемом ногтевом способе звукоизвлечения. С помощью этого приёма звучание выигрывало в силе, блеске, приобретало неповторимую окраску. Кроме того, используемая в современных инструментах конструкция подставки, на которой устанавливается нижний порожек гитары, со способом крепления струн, что применяется ныне, изобретена в 1824 году именно Агуадо, такая конструкция заменила все виды подставок, существовавших прежде.
Истоки нововведений Агуадо - богатейшие исполнительские традиции испанских народных гитаристов.
Подтверждением этому могут служить свидетельства современников о том, что ногтевым способом пользовался и учитель Агуадо - Miguel Garcia (Basilio), тесно связанный с этими традициями. Однако нововведения Агуадо разделялись далеко не всеми его современниками, они вызывали возражения, прежде всего, сторонников мягкого, бархатного звучания, извлекаемого подушечкой пальца, среди которых был и Фернандо Сор. Агуадо можно простить использование ногтей лишь за его превосходную игру", - писал Сор. Именно превосходная игра Агуадо положила начало его дружбы с Сором. Дуэт "Два друга", как и "Воспоминание о России", Сор и Агуадо часто исполняли в совместных концертах в Париже, где они жили в течение нескольких лет. В 1831 году французский журнал "La Revue Musicale", сообщая об успехе выступления Сора и Агуадо, писал, как на концерте присутствовало много публики, несмотря на то, что в это же время в Париже давал концерт и Паганини. Сор посвятил Агуадо ещё и "Фантазию", ор.30, а Агуадо Сору - "Фантазию с вариациями". Среди других сочинений Агуадо можно назвать "Блестящие вариации", Аллегро, Менуэты, Анданте, восемь маленьких пьес, Фантазию.
И хотя пьесы Агуадо, как отмечено выше, не являются мировыми шедеврами - их заслуга в другом. В них можно отметить экспериментальные поиски и стремление к внедрению в исполнительскую практику новой техники. "Школа" и этюды Агуадо способствовали закреплению наиболее прогрессивных по тому времени завоеваний в области исполнительского искусства. И, как отметил Мирон Вайсборд в своей книге, посвящённой великому маэстро гитары: "Очень важно, что ещё в юные годы Андрес Сеговия "встретился" не только с Фернандо Сором, но и с Дионисио Агуадо, с его замечательной школой игры на гитаре…"
Реферат неизвестного автора
Википедия (RU) |
|
Энциклопедия С.Тавровского |
|
Аудио коллекция
|