Главная » Статьи » Литература » Исполнение |
165 советов Дэвида Расселла о технике гитарной игры
Антонио де Контрерас
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Левая рука.
Смена позиции
12. Переходя в другую позицию, не акцентируйте первую ноту (конечно, если этого не требует текст пьесы). Зачастую мы акцентируем те или иные ноты механически, не задумываясь, в самых неподходящих местах. 13. Лучше смириться с тем, что вы «опоздаете» на следующую ноту, выполнив сложную смену позиции, чем пытаться выиграть время и урезать предыдущую. Чрезмерно укорачивая звуки, мы заставим публику обращать внимание на самые сложные моменты! 14. Если приходится укорачивать какую-то ноту, попытайтесь исполнить ее чуть тише, немного повибрируйте, а ту ноту, что подхватит фразу, сыграйте чуть громче. Но, ни в коем случае не акцентируйте ноту, которую вы собираетесь оборвать, если этого не требует сама пьеса. 15. Бывает так, что без разрыва фразы никак не обойтись. В этом случае заранее подготовьте его и обоснуйте музыкально: «повисите» немного на предыдущей ноте, вибрируя ее, или, еще лучше, заранее начните замедление, расставляя паузы между нотами, словно бы предупреждая слушателя о том, что нота после разрыва несколько запоздает. 16. Чтобы замаскировать смену позиции, можно сыграть diminuendo, но ритмически четко — не пытайтесь ускорить, чтобы «проскочить» побыстрее сложное место. Ускоряя, мы добьемся обратного: весь зал обратит внимание именно на это место. 17. Череда терций на верхних струнах? Это не повод постоянно менять позицию. Передвигайте большой палец только тогда, когда без этого не обойтись. Найдите позиции, в которых можно исполнить хотя бы пару последовательных терций, и запомните их. Отберите заранее самые подходящие места для неизбежных разрывов звука и не забывайте о них в момент исполнения! 18. Если перед сменой позиции нота повторяется, не обязательно исполнять ее тем же пальцем: зажмите ее при повторе тем пальцем, с которого вам легче будет перейти в другую позицию. Сжатие — растяжение 19. Мускулы руки созданы для того, чтобы сжиматься. Это значит, что когда кисть раскрыта, мускулы напряжены и стремятся естественным образом сжать кисть. Поэтому перед любой растяжкой следует мысленно приказать руке расслабиться, подавляя тем самым ее природную склонность к сжатию. 20. Растяжение 1-го и 2-го пальцев всегда лучше растяжения 3-го и 4-го. 21. Если руке приходится слишком далеко тянуться, попытайтесь отвлечь публику на какой-то один элемент музыкального рисунка: верхний голос либо басы (выберите наиболее интересный в музыкальном отношении элемент). Тогда другой голос, неизбежно ослабленный, уйдет на второй план, и потеря звучности будет не так заметна. 22. После растяжки первым делом нужно расслабить кисть, а при смене позиции ни в коем случае не переносите кисть растянутой или напряженной: пусть во время перемещения рука работает, а кисть отдыхает. Вибрато 23. Вибрато — это одно из важнейших выразительных средств гитары, однако большинство гитаристов вибрирует не задумываясь, как Бог на душу положит, а в учебных пособиях эта техника рассматривается мимоходом либо не изучается вообще. Я же всегда уделял ей большое внимание, возможно, потому, что моим первым инструментом была скрипка. 24. Избегайте нервного, неконтролируемого вибрато, репетируйте с метрономом. Начните с 60 ударов и играйте длинные ноты с двумя качаниями на удар. 25. Поиграв некоторое время вибрато, как указано в предыдущем пункте, можно постепенно увеличивать скорость и, не меняя существенно положение кисти, дойти до 120 ударов в минуту (спокойное вибрато) или до 160 (напряженное вибрато). 26. Чтобы добиться максимальной эффективности вибрато и полного контроля над ним, можно поставить вместе два пальца. 27. Если музыка требует применения вибрато, а мы держим позицию с баррэ, снимите баррэ (если это возможно) и начните вибрировать не сразу, а с некоторым опозданием и слегка замедлив. 28. Тщательно продумайте заранее, в каких местах вы будете использовать вибрато и с какой интенсивностью. Впоследствии, исполняя произведение, старайтесь придерживаться этого плана. Не злоупотребляйте вибрато, вставляя его на каждом шагу! 29. Если вам нужно сыграть какую-либо ноту «повеселее» (особенно в высоком регистре), вибрируйте мельче. 30. На быстрых нотах недопустима крупная вибрация: во-первых, вы не успеете, во-вторых, возникнет ощущение, что нота не строит. 31. Когда приходится разрывать фразу на высокой ноте, можно сыграть ее «круглым» звуком pianissimo и вибрато, одновременно выделяя бас или другой голос. Высокая нота продолжит «звучать» в памяти слушателя. 32. Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление, на мгновение «остановить» время — только сделать это нужно едва заметно: представьте себе, что мы бросаем вверх мячик, и в какой-то момент он неуловимо зависает в верхней точке, прежде чем начнет падать обратно. 33. Вибрато — это средство, которое служит для привлечения внимания. Чрезмерное использование вибрато ослабит его эффект. Легато. Мелизмы 34. Из лиг полезны только те, что создают музыкальные фразы или подчеркивают их выразительность. Остальные лиги (чисто механические) лучше вообще снять, а если это невозможно, необходимо усилить их тембральную окраску (музыкальность фразы должна преобладать над технической стороной). 35. Романтические группетто — очень чувственные, исполняются медленно, почти без подчеркивания первой ноты. Барочные группетто более отвлеченные, они должны исполняться быстрее и с акцентом на первой ноте. 36. Как правило, группетто исполняются с замедлением в начале и ускорением в конце, чтобы восполнить «украденное» вначале время. 37. После исполнения мордента, который обычно заканчивается неприятным щелчком, немного повибрируйте, это сгладит негативный эффект. 38. Форшлаги: сделайте акцент на форшлаге и сыграйте piano ноту, в которую он разрешается (или еще лучше: вместо акцента на форшлаге повибрируйте на второй доле следующего звука). 39. Длинные группетто (четыре ноты и более): не делайте чрезмерного акцента на первой ноте. Многие играют первую ноту группы forte, опасаясь того, что «звук потеряется», но это абсурд! — ведь звук обновляется с каждым легато. Акцентируйте первую долю, только если вы хотите развалить группетто! 40. Для трелей на двух струнах советую применять следующую аппликатуру: a i-m p (исполняя а и т на более высокой струне). 41. Если по тексту пьесы трель следует сыграть crescendo, а усилить звук невозможно (например, если трель играется на одной струне), слегка ускорьте темп трели. Это обязательно привлечет к себе внимание слушателя и компенсирует недостаток звучности. Глиссандо 42. Вместо того чтобы специально озвучивать начальную ноту, «приземлитесь» на струну из неопределенной точки над грифом. 43. В произведениях Тарреги и поздних романтиков следует с опережением прийти к последней ноте, а потом извлечь ее пальцем правой руки. 44. Глиссандо часто используют при исполнении романтических тремоло, когда меняют позицию. В этом случае оно крайне уместно — пользуйтесь им, даже если это не указано в тексте пьесы. 45. В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчетливо. Баррэ 46. Не забывайте о возможностях так называемого «текучего», или «подвижного» баррэ: оно сильно упрощает аппликатуру (в особенности, когда предотвращает лишние поперечные перемещения первого пальца) и позволяет сохранить непрерывность фразы. 47. Трудность приема баррэ не в том, чтобы сильно его нажать, а в том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу. Если вы научитесь контролировать давление в каждом конкретном месте, можете считать, что вы овладели этим приемом. 48. Если мы сильно давим на неудачно расположенный палец, он, скорее всего, изогнется, и отдельные ноты перестанут звучать. Типичная ошибка при исполнении баррэ — не прикладывать давление к середине пальца, где и теряется звук. Научитесь сначала правильно нажимать палец посередине — в тех случаях, когда это необходимо. 49. «Косое баррэ» (когда палец кладется на два соседних лада) также может оказаться очень полезным. Попробуйте сделать следующее упражнение: поставьте прямое баррэ и сдвиньте на полтона вниз основание указательного пальца, не трогая оставшуюся часть аккорда. Затем выпрямите палец, не трогая его основание (таким образом, весь аккорд сдвинется на полтона вниз). Повторяйте так, пока не спуститесь на четыре-пять полутонов.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Перевод с испанского Г. Нуждина сделан по изданию: Contreras, Antonio de. La t6c-nica de David Russell en 165 consejos. Seville, 1998.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
| |||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Исполнение | Добавил: rbs51lab (Сегодня) | |||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |